PISA - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment), проводится Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Данная программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:
С 2003 года было введено еще одно направление - способность решать различные проблемы.
Тесты проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из указанных выше направлений исследования. По остальным направлениям получается обобщенная характеристика грамотности учащихся в данной области.
В 2000 году основное направление – «грамотность чтения»,
в 2003 году – «математическая грамотность»,
в 2006 году – «естественнонаучная грамотность»,
в 2009 году – «грамотность чтения»,
в 2012 году – «математическая грамотность»,
в 2015 году – «естественнонаучная грамотность».
В исследовании принимают участие страны-участницы Организации Экономического Содействия и Развития, а также те страны, которые содействуют с ОЭСР. Количество таких стран каждый раз существенно увеличивается.
Участие России в PISA
Россия принимает участие в PISA с 2000 года во всех циклах мониторинга (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015).
В исследовании 2012 года приняли участие около 510 тысяч 15-летних учащихся из 65 стран мира.
Выборка российских учащихся 15-летнего возраста в 2012 году включала 5219 обучающихся из 227 образовательных учреждений 42 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы (8,4% – 7-8 классы, 73,5% – 9 класс, 13,7% – 10-11 классы), а также учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (4,3%).
По результатам исследования PISA в 2012 году были отмечены положительные тенденции российских учащихся 15-летнего возраста практически по всем направлениям функциональной грамотности.
По сравнению с предыдущим циклом исследования в 2012 году повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста по стране:
Увеличилось число учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественнонаучной грамотности и уменьшилось число учащихся с низкими уровнями грамотности.
Результаты PISA 2012 в России (средний балл в России и средний балл в ОЭСР):
Фильм о программе PISA в Российской Федерации, подготовленный Федеральным государственным бюджетным учрждением "Федеральный институт оценки качества образования" в 2016 году в рамках исполнения Государственного контракта от 08.06.2016 г. № Ф-28-кс-2016.