TALIS

TALIS - международное сравнительное исследование педагогического корпуса (Teaching and Learning International Survey). Проводится под эгидой Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Что такое TALIS?

  • Возможность привлечения учителей и руководителей школ к анализу образовательных процессов и разработке ключевых аспектов образовательной политики;
  • Налаживание сотрудничества между правительством, ОЭСР, профессиональными объединениями учителей и международным консорциумом;
  • Опрос с использованием самозаполняемых анкет по репрезентативной выборке;
  • Восполнение ключевых информационных пробелов в вопросах национальной и международной образовательной практики (условий и качества преподавания, влияния учителя на эффективность обучения).

Исследование TALIS проводилось ОЭСР в 2008 и 2013 годах. Всего в исследовании принимали участие 37 стран (в 2008 году – 24).

Ключевые аспекты преподавательской работы, которые рассматривает TALIS:

  • «портрет» учителя, основные трудности в его работе,
  • практика преподавания, установки и убеждения учителя,
  • качество школьного руководства,
  • оценка работы учителей и обратная связь, которую они получают, формы вознаграждения за качественную работу,
  • профессиональное развитие учителей.

 Участие России в TALIS-2013:

В 2008 году Россия участвовала в этом исследовании неофициально, а в 2013 году включилась в исследование уже на официальных основаниях.

Основные результаты

Гендерное и возрастное соотношение:

  • Профессия школьного учителя является во всем мире преимущественно женской, в России 85% женщин-учителей (среднее значение по странам-участницам – 68%).
  • Женщины преобладают и в директорском корпусе российских школ (77,6% против 49,8%).
  • Доля молодых учителей (до 25 лет) в России составляет - 4,7 %, что выше среднего показателя, равного 2%.
  • Когорта учителей старшего возраста (старше 50) в России – 40% (в среднем по странам-участницам TALIS 32%).

Возраст:

  • Средний возраст российского директора равен примерно 51 году, что немного ниже среднего по странам-участницам исследования (52 года).
  • При этом в России меньше, чем в среднем, директоров в возрасте старше 60 лет.

Опыт и стаж работы:

  • Российские учителя опытнее большинства учителей в странах-участницах TALIS: их стаж работы в школе превышает 20 лет (среднее значение 16,6 лет);
  • Российские директора в среднем работают в своей должности около 9 лет, как и большинство директоров из стран-участниц TALIS.

Условия работы учителей:

  • Учителя из России реже меняют место работы: раз в 15 лет (среднее значение 10 лет), чаще работают на полную ставку и значительно реже совмещают преподавание двух или нескольких предметов.
  • Российские учителя работают больше (рабочая неделя превышает 46 часов, из них 23,5 часа - преподавание), чем в среднем (38\20).
  • На административную работу (прежде всего, составление отчётности) приходится более 4 часов (среднее значение 3 часа). Перегруженность административной работой характерна и для директоров школ.

Образование:

  • Педагогическое образование получили 94,6% российских учителей, что больше, чем в среднем по исследованию (90,06%).
  • Российские директора значительно реже проходят подготовку к работе до вступления в должность (6,5% - Россия, 26,48% - в среднем по странам-участницам TALIS).


Типовые вопросы и ответы по организации и проведению основного исследования TALIS-2018:

  1. «Каким образом региональные координаторы узнают о завершении анкетирования учителями региона?»

Ответ: для контроля заполняемости анкетирования, школьным координаторам выдается логин и пароль для входа в систему слежения. Данная система не отражает ответов на вопросы анкетирования, но показывает статус заполненности анкеты в формате «Анкета не заполнена», «Анкета заполнена частично», «Анкета заполнена». Таким образом, школьный координатор может следить за процессом заполнения анкетирования, напоминать участникам исследования о сроке, к которому анкету необходимо заполнить. Школьные координаторы также предоставляют промежуточные отчеты региональным координаторам, например, «на такое-то число в нашей школе заполнено 5 анкет, 3 анкеты заполнены частично, 7 анкет не заполнено».

То есть, региональные координаторы узнают о статусе заполняемости анкет от школьных координаторов. Когда все выбранные школы предоставляют информацию о том, что анкеты выбранных учителей заполнены полностью, анкетирование в регионе можно считать завершенным.

  1. «В чём заключается роль регионального координатора на этапе пилотного исследования?»

Ответ: на этапе пилотного исследования региональному координатору необходимо контролировать ход заполнения анкет в своем регионе посредством коммуникации со школьными координаторами, стимулировать заполнение анкет, информировать и консультировать школьных координаторов по текущим вопросам и проблемам. Также региональные координаторы являются посредником между национальными и школьными координаторами. Например, национальный центр может запросить у регионального координатора информацию о статусе заполняемости анкет в данном регионе. То есть, вам необходимо аккумулировать информацию по региону и передавать ее национальному центру. Также, по завершению анкетирования в регионе, вам необходимо сообщить национальным координаторам, что анкетирование в вашем регионе окончено.

  1. «Как школьный координатор может проверить, что все учителя завершили анкетирование?»

Ответ: каждому школьному координатору были выданы логин и пароль для входа в систему слежения. Это такая форма, которая позволяет отследить статус заполняемости анкеты тем или иным учителем. Имейте в виду, что учителя зашифрованы под индивидуальными номерами, т.е, фамилии, имени и отчества не публикуются. В форме будет указан статус анкеты «заполнена», «частично заполнена», «не заполнена». Для того, чтобы анкета считалась завершённой, учителю необходимо не только заполнить все вопросы анкеты, но и нажать кнопку «Завершить» в конце анкеты. Только так появится статус «анкеты заполнена».

  1. «Логины и пароли будут высланы на личный ящик школьного координатора или адрес школы?»

Ответ: национальный центр запросил личные электронные адреса школьных координаторов, т.к. информация по логинам и паролям является конфиденциальной. Каждый школьный координатор заполнял форму о политике конфиденциальности, где гарантировал, что индивидуальные логины и пароли будут переданы лично в руки соответствующему учителю. Пожалуйста, проверьте, чтобы адреса, которые вы направили в НЦИ, были активными и корректными.

  1. «У каждого учителя в классе рабочее место оборудовано компьютерами, есть выход в Интернет. Учителя могут заполнять анкеты в своих кабинетах?»

Ответ: да, конечно. По нормам исследования учитель может заполнять анкеты в течение указанного срока с любого, удобного для него, устройства, т.е. с компьютера, ноутбука, планшета и даже телефона, т.к. версия анкеты адаптирована под различные устройства. Учитель может заполнять анкету как в школе, так и дома. Для этого с устройства, оборудованного интернетом, необходимо ввести свои логин и пароль и войти в личный кабинет, где будет представлена анкета. Анкета имеет свойство сохранения, т.е., нет необходимости заполнять анкеты за один «заход».

  1. «Когда будет проходить основная стадия исследования?  Когда будут опубликованы результаты пилотного исследования, а когда – основного?»

Ответ: Проведение Основного исследования назначено на сентябрь-декабрь 2017 года в странах южного полушария, и на март-май 2018 года в странах северного полушария.

Обращаем внимание координаторов на то, что проведение данного исследования ни в коей мере не является попыткой оценить работу отдельных школ, учителей или директоров. Как уже говорилось выше, данные из пилотного исследования не будут нигде публиковаться. Что касается Основного исследования, то публиковаться будут только агрегированные данные (в 2019 году будут объявлены первые результаты), по которым невозможно идентифицировать отдельные школы или людей в них, поскольку организаторы TALIS заинтересованы в системном анализе данных на уровне страны.

  1. «Кого из сотрудников школы не нужно включать в форму «Список учителей?»

Ответ: Следующих учителей не нужно включать в «Список учителей»:

  • Временные или замещающие постоянного сотрудника учителя
  • Учителя, которые преподают исключительно взрослым
  • Учителя в длительном отпуске
  • Ассистенты учителя
  • Вспомогательный педагогический штат сотрудников
  • Сотрудники из области социальной и медицинской поддержки

Обращаем ваше внимание, что один учитель не может быть заменен другим, а также никто не может заполнить анкету вместо директора. Должны участвовать все учителя, указанные в форме «Списки учителей».

 

Фоновая картинка

©2018 ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования"

 

©2018 ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования"

115162, г.Москва, ул.Шаболовка, д.33

Тел: +7 (495) 954-44-72

Телефонный центр обслуживания

+7 (495) 984-89-19

Единый телефон службы тех. поддержки

8 (800) 301-34-36

 

Разработка информационного ресурса

ФГБУ "ФИОКО"

115162, г.Москва, ул.Шаболовка, д.33

Тел: +7 (495) 954-44-72

Электронная почта: info@fioco.ru

 

Электронная почта: info@fioco.ru

Телефонный центр обслуживания

+7 (495) 984-89-19

Единый телефон службы тех. поддержки

8 (800) 301-34-36

 

Разработка информационного ресурса

ФГБУ "ФИОКО"