ICCS – международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников (International Civic and Citizenship Study). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Целью исследования является выявление знаний и понимания гражданской позиции молодого поколения, его самоопределение в социальном обществе в 21 веке. Для достижения данной цели при проведении исследования также изучаются убеждения, ценности, взгляды (отношения), намерения и поведение учащихся в современном обществе. Кроме того, в рамках исследования осуществляется сбор и анализ широкого спектра контекстных данных, полученных непосредственно от политических деятелей, учителей, директоров школ и самих учащихся, касающихся организации и содержания гражданского воспитания и гражданского образования в учебных программах, квалификации и опыте учителей, школе, среде и климате, а также дома и в обществе.
ICCS базируется на исследованиях IEA, которые проводились в 1971 году в 9 странах (CIVICED) и в 1999 году в 28 странах (CIVED).
Исследование ICCS проводилось в 2009 году, в нем приняли участие 38 стран. Следующий цикл ICCS будет проводиться в 2016 году.
Исследование направлено на изучение шести основных вопросов:
Структура заданий включает в себя 4 содержательные области:
Участие России в ICCS
Фильм о программе ICCS в Российской Федерации, подготовленный Федеральным государственным бюджетным учрждением "Федеральный институт оценки качества образования" в 2016 году в рамках исполнения Государственного контракта от 08.06.2016 г. № Ф-28-кс-2016.
Россия принимала участие в исследовании ICCS-2009.
Выборка по РФ включала в себя следующие параметры:
Результаты
При оценке результатов исследования выделяют 3 уровня подготовленности учащихся:
|
Россия |
В среднем по ICCS |
Ниже уровня 1 |
10% |
16% |
1 уровень |
29% |
26% |
2 уровень |
36% |
31% |
3 уровень |
26% |
28% |