ICCS

ICCS – международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников (International Civic and Citizenship Study). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Целью исследования является выявление знаний и понимания гражданской позиции молодого поколения, его самоопределение в социальном обществе в 21 веке. Для достижения данной цели при проведении исследования также изучаются убеждения, ценности, взгляды (отношения), намерения и поведение учащихся в современном обществе. Кроме того, в рамках исследования осуществляется сбор и анализ широкого спектра контекстных данных, полученных непосредственно от политических деятелей, учителей, директоров школ и самих учащихся, касающихся организации и содержания гражданского воспитания и гражданского образования в учебных программах, квалификации и опыте учителей, школе, среде и климате, а также дома и в обществе.

ICCS базируется на исследованиях IEA, которые проводились в 1971 году в 9 странах (CIVICED) и в 1999 году в 28 странах (CIVED).

Исследование ICCS проводилось в 2009 году, в нем приняли участие 38 стран. Следующий цикл ICCS будет проводиться в 2016 году.

Исследование направлено на изучение шести основных вопросов:

  • Различия в уровне граждановедческих знаний;
  • Изменения в содержании знаний учащихся с 1999 года;
  • Интерес учащихся к участию в общественной и политической жизни;
  • Восприятие угроз для гражданского общества;
  • Особенности системы образования школ и классов, связанные с гражданским образованием;
  • Аспекты характеристик учащихся и их взаимосвязь с результатами гражданского образования.

Структура заданий включает в себя 4 содержательные области:

  • гражданское общество и системы;
  • гражданские принципы;
  • гражданское участие;
  • гражданственность и гражданская идентичность.

Участие России в ICCS

Фильм о программе ICCS в Российской Федерации, подготовленный Федеральным государственным бюджетным учрждением "Федеральный институт оценки качества образования" в 2016 году в рамках исполнения Государственного контракта от 08.06.2016 г. № Ф-28-кс-2016.

Россия принимала участие в исследовании ICCS-2009.

Выборка по РФ включала в себя следующие параметры:

  • 45 регионов;
  • 210 образовательных учреждений;
  • 4480 учащихся;
  • 3380 учителей.

Результаты

  • Средний балл IEA: 503-506
  • Греция, Австрия, Люксембург < 503
  • Средний балл России = 506 (15-16 место)
  • Швеция, Финляндия, Эстония > 506

При оценке результатов исследования выделяют 3 уровня подготовленности учащихся:

  • Уровень 1 (от 395 до 478 пунктов шкалы) характеризуется знакомством с фундаментальными принципами и широкими понятиями гражданства; учащиеся могут определить, что «справедливо» или «несправедливо» в знакомых контекстах.
  • Уровень 2 (от 479 до 562 пунктов шкалы) – учащиеся демонстрируют некоторые специфические знания и понимания наиболее известных гражданских институтов, систем и понятий. Они понимают взаимосвязь гражданских институтов, процессов и систем в которых они действуют.
  • Уровень 3 (563 пункта по шкале и выше) – учащиеся демонстрируют понимание практики активного гражданства как средства достижения определенной цели, а не как «автоматическую реакцию» ожидаемую в данной ситуации.

 

Россия

В среднем по ICCS

Ниже уровня 1

10%

16%

1 уровень

29%

26%

2 уровень

36%

31%

3 уровень

26%

28%

 

 

Фоновая картинка